Музейный свет глазами картин и экспонатов
Сегодня в музеях и выставочных галереях уделяется повышенное внимание профессиональному освещению пространства и экспонатов. Это неслучайно, так как и посетители становятся все более взыскательными. Основной задачей при дизайне музейного освещения является организация световой среды, которая будет наиболее комфортной для посетителей и сотрудников музея, а также создание акцентов на определенных экспонатах. Свет в таком случае должен быть максимально интегрирован в представленную среду. Важно подчеркнуть, что музейное освещение — индивидуальная работа, которая зависит от каждой конкретной экспозиции.
Музейное освещение — это своего рода связующее звено между зрителем и искусством, а следовательно, и большая тема для дискуссий. В прошлой статье я провела анализ преимуществ и недостатков дневного освещения в музеях, поэтому сейчас хотела бы сконцентрировать внимание на искусственном освещении и выделить следующие аспекты (рис. 1):
- выбор источников света и осветительного оборудования;
- выбор оптики для музейных светильников;
- игра со светом;
- выбор современных гаджетов для управления светом.
Рис. 1 Государственный музей Гессена, Дармштадт
Выбор источников света и осветительного оборудования
За последние годы музейное освещение очень сильно изменилось из-за появления на рынке светодиодов, которые в достаточной степени вытеснили галогенные лампы, и на то есть причины. Но прежде чем перейти к выбору осветительного оборудования и сравнению источников света, хотелось бы добавить, что все источники света должны иметь высокий индекс цветопередачи (минимум Ra > 90), а дизайн светильников должен соответствовать по цвету и форме общей эстетике помещения и представленных экспонатов. Сейчас светодиоды уже активно захватили нишу музейного освещения, но вот почему? Давайте разберемся и сделаем сравнение.
Светодиоды vs галогенные лампы (рис. 2):
- В отличие от галогенных ламп, светодиоды не создают ультрафиолетовый или инфракрасный свет.
- Цветопередача светодиодов не меняется, когда они диммированы, тем самым все время создается постоянство цвета света освещаемым объектам.
- Светодиоды являются более энергоэффективными, чем галогенные лампы, что бережет музей от лишних расходов на энергию.
- Благодаря уменьшенному испусканию тепла светодиодов ( более безопасны для экспонатов ), затраты на кондиционирование также меньше, чем для галогенных.
- Цветные фильтры, используемые для светодиодов, дают дизайнерам неограничейную возможность для творчества. В свою очередь, галогенные лампы требуют специальных фильтров из-за УФ-излучения и испускания тепла, а также расположения светильников на определенном расстоянии от экспонатов.
- Для рассеивания света для светодиодов можно просто применить рассеивающие фильтры, а вот для галогенных ламп требуются дорогие линзы.
- Срок службы светодиодов больше, чем у галогенных ламп, тем самым уменьшаются затраты на обслуживание и замену ламп.
Рис. 2 Светодиодная и галогенная лампы
Подводя итоги сравнения наиболее часто встречающихся типов музейного освещения, с большим перевесом можно отдать предпочтение светодиодному освещению, которое выигрывает у галогенного по многим показателям.
Выбор оптики для музейного освещения
Выбор оптики для музейного освещения является очень деликатным заданием, ведь от этого зависит, как посетители будут видеть и воспринимать экспонаты и искусство в целом. Чтобы зритель мог полностью сфокусироваться на том или ином экспонате, его ничего не должно отвлекать, в том числе и свет, который играет здесь важную роль (рис. 3). Светильники должны создавать качественный свет, но при этом оставаться незаметными в интерьере (рис. 4).
Рис. 3 Музей Прадо, Мадрид
Рис. 4 Светильник Parscan, ERCO
Сейчас на рынке существует большое количество различной оптики. На рис. 5 показаны четыре варианта световых лучей: Narrow Spot — очень узкий световой луч (8-10°), позволяющий сконцентрироваться на маленьких объектах; Spot — узкий световой луч (10-20°), в основном используется для акцентного освещения ЗП-объектов; Flood — широкий световой луч (25-35°) и Wide Flood — суперширокий световой луч (> 45°) для подсветки больших картин, а также для создания равномерного освещения на больших поверхностях. Таким образом, дизайнеры и кураторы выставок могут добиться любых световых эффектов и настроить освещение с высокой точностью.
Рис. 5 Световые лучи
Свет может быть узко- или широконаправленным, а также иметь несколько источников. Но главным здесь является правильное соотношение поверхности падающего света и размера экспоната. Отсутствие локального света на экспонате создает огромные световые пятна вокруг, что зрительно мешает восприятию и не подчеркивает архитектуру пространства, поэтому его подбирают индивидуально для каждого объекта. Следует отметить, что внимание со стороны дизайнера должно быть обращено не только на экспонат, но и на фон. Таким образом, будет создано целостное восприятие выставки и архитектуры помещения. Чем точнее подобрана оптика, тем изящнее будет выглядеть экспонат. Без преувеличения можно сказать, что музейное освещение является одним из самых сложных из всех типов освещения и предполагает высочайший уровень профессионализма и качества оборудования.
Игра со светом
Одна из главных задач музейного освещения — акцентирование уникальности экспонатов. Очень важно рассчитать, чтобы свет не был слишком сильный или слишком слабый, иначе он нарушит цветовой баланс произведения искусства. Это является важным критерием, так как не все посетители музея смогут хорошо воспринять искаженный свет. Правильно подобранный свет влияет не только на цвет экспоната, но и на его фактуру, ведь неправильные тени или блики в музейном освещении недопустимы. В итоге свет фактически определяет в музее все, что мы видим.
Для того чтобы наглядно представить зависимость «света и материалов» и «света и объектов», можно провести очень простой эксперимент, выбрав для этого несколько объектов с разной текстурой. Для подсветки вы можете взять обычный светодиодный фонарик, который также имеется в мобильных телефонах. В нашем случае для эксперимента «света и материала» мы выбрали соль, кофейные зерна, хлопок и шерсть (рис. 6), а для «света и объекта» — подсвечник, еловую шишку, парфюм и светильник (рис. 7).
Рис. 6 «Свет и метриал»
Рис. 7 «Свет и объект»
Исходя из полученных результатов мы видим, как свет взаимодействует с объектами, как воспринимается текстура или объем в зависимости от расположения в пространстве источника света и что не любой свет может правильно донести до нас информацию об экспонате. Поэтому при дизайне освещения всегда надо помнить об этом нюансе, и если необходимо, то сделать макет, чтобы убедиться в правильности своего выбора, или наоборот.
Контрольные системы
Существуют разные контрольные системы, которые хорошо работают со светодиодным освещением. Наиболее распространенными контроллерами для светодиодного освещения являются DALI, 0-10 В, 1-10 В и DMX.
Для того чтобы понять, какой контроллер лучше всего использовать для музейного освещения, необходимо рассмотреть каждый их них и выделить их преимущества и недостатки. Различные диммирующие протоколы имеют различные характеристики, и их выбор также зависит от требований к системе.
DALI (Digital Addressable Lighting Interface — цифровой интерфейс освещения с возможностью адресации) является гибкой системой управления, с ее помощью можно создавать группы, которые контролируются и по отдельности. Гибкость в системе управления DALI также подразумевает и специальные знания для установки и использования системы. DALI является однонаправленным протоколом, что делает его применение легче, а устройство управления более гибким. DALI чаще всего используется для общего освещения, например в офисах, музеях, госпиталях и т. д. В отличие от систем с управлением по сигналу 0-10 В на цифровую шину DALI не оказывают существенного влияния аналоговые помехи из-за высокой амплитуды полезного сигнала, что важно для точного поддержания требуемого уровня мощности светильника.
К преимуществам DALI относится и его топология. Топология — это способ подключения приборов в сеть. На рис. 8 приведены возможные варианты подключения:
- «Кольцо» — похожий тип подключения, как и цепь, но с улучшенной рабочей силой, в случае если одна из его частей вылетает.
- «Звезда» — каждое устройство подключено только к одному центральному (головному) устройству.
- «Дерево» — похожий тип подключения, как и в цепи, но может иметь дополнительные разветвления.
- «Цепь» — каждое устройство подключено только к предыдущему и следующему устройству в сети.
- Открытый IEC-стандарт (IEC 62386) и может быть использован любым производителем.
- DALI имеет активную организацию, а также постоянно улучшается и расширяется.
- Полностью цифровой контроль — групповое создание или индивидуальный контроль устройств.
- Системы управления освещением DALI можно легко интегрировать в другие системы автоматизации.
- DALI — децентрализованная шина, то есть не имеет центрального контроллера.
- DALI допускает любую топологию кабельной сети.
- DALI-сигнал имеет высокое соотношение сигнал/шум, которое допускает безвредное воздействие шумов высокого уровня.
- Максимальное количество устройств на контроллер — 64.
- Медленный — менее подходящий для динамических изменений яркости.
- Особые знания требуются для управления и работы с DALI.
- Для работы необходимо специальное программное и аппаратное обеспечение.
- Только 254 цифровых значений (0-100%) дают низкое диммируемое разрешение.
0-10 В и 1-10 В — легкие в понимании системы, не требующие особых знаний при эксплуатации. Тем не менее для получения разных контрольных групп необходимо отдельное подключение каждой. Контроллеры 0-10 В и 1-10 В являются двунаправленной связью, поэтому, возможно, понадобятся дополнительные системы, если нужно подключить, например, сенсоры.
DMX изначально создавался для театральной и сценической индустрии, но сегодня он также широко применяется в динамической архитектурной подсветке. Одним из преимуществ DMX-контроллеров является их быстрота, смена интенсивности и цветов может быть сделана виртуально очень быстро. С DMX/RDM-контроллерами возможно двунаправленное соединение. DMX/RMD можно использовать для автоматической адресации во время настройки, а также для статуса, отвечающего за подключенные устройства.
Резюме:
- DALI — гибкая система с возможностью создания отдельных световых групп с легким подключением. Специальные знания необходимы для настройки и эксплуатации контроллера.
- 0-10 В и 1-10 В — дешевые системы с простым управлением, но меньшими возможностями, чем у DALI.
- DMX/RDM — системы для управления динамичным цветным светом, например сценическим или архитектурным освещением.
В зависимости от требований к выставке или задумки светового дизайнера все виды контроллеров находят свое применение.
Выводы
В настоящее время музеи и выставочные залы предъявляют высокие требования к освещению. Одной из основных задач для светового дизайнера является создание световой среды как для экспонатов, так и для атмосферы в целом, которая будет максимально комфортной для посетителей. Свет должен быть максимально интегрирован в среду и работать как единое целое с представленными экспонатами. При проектировании искусственного освещения особое внимание следует уделить отсутствию чрезмерной контрастности, бликов и эффектов ослепления. Требуется создать баланс между необходимым уровнем освещенности, зрительным комфортом для посетителей и безопасным светом для сохранности экспонатов.
- Комментарии